Новости

Главная Новости

Геннадий Юдин: Компенсация стоимости саженцев выведет ореховодов Украины из «тени»

Опубликовано: 17.10.2018

— В текущем году государство возобновило бюджетную программу по поддержке новых садов. В частности предусмотрена компенсация стоимости саженцев. Геннадий Александрович, расскажите, что Вам известно о механизме компенсации, и действительно ли это поможет развитию ореховодства в стране?

— Это правда. Наконец-то государство разработало реальный и, на мой взгляд, действенный механизм поддержки садоводов. На сегодня компенсация на один саженец грецкого ореха составит до 330 грн, фундука — до 80 грн. Хочу подчеркнуть, что компенсация стоимости саженцев поможет в главном — уменьшит первоначальные инвестиции в закладку сада, которые являются крупнейшими для садоводов. Это также легализует сады и выведет их из «тени», ведь получить помощь смогут только официально зарегистрированные хозяйства и другие субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются садоводством. Это тоже важный шаг для садоводов, так как он позволит затем официально экспортировать орех по более привлекательным ценам и без лишних проблем.

— По вашему мнению эти деньги, которые заложены в бюджете, ореховоды все же получат? Сценария, когда программа как бы есть, но деньги под нее не выделили, мы в этот раз не увидим?

— Сегодня 300 млн. грн на компенсацию уже заложены в госбюджете. Решение принято на уровне Кабмина, нормативные документы уже утверждены, мы, как отраслевая ассоциация, также принимали участие в их разработке. Схема получения денег была существенно упрощена — сегодня предпринимателю не нужно обращаться к районной власти, он напрямую обращается к Минагропроду и дальше, предоставив соответствующие документы и подтвердив наличие заложенного сада, ждет эти деньги. Я убежден, что в этот раз деньги все же дойдут до адресатов-ореховодов. Если нужны будут консультации по оформлению документов, то мы также будем оказывать помощь садоводам.

— Расскажите, что на данный момент происходит в ореховодстве? Какие успехи за последний год?

— Сегодня ореховая отрасль находится на пике своего развития. Мы впервые за несколько последних лет выросли настолько, что обогнали все украинские сады по площадям насаждений — по официальной статистике было посажено 1843 га. При этом мы обошли все семечковые сады — новые насаждения яблони и груши составили лишь 692 га, ягодники — 860 га, виноградников вообще было заложена 296 га. По количеству насаждений ореховая отрасль находится далеко впереди других. Стимулирует и устойчивый спрос из-за рубежа, и повышение внутреннего спроса, и переработка. Красноречивый факт — если в прошлом году сельское хозяйство в целом дало 43 млрд выручки (+ 19% по сравнению с 2016 годом), то ореховая отрасль положила к валютную «корзину» $101 млн (на 27,3% больше, чем годом ранее).

— То есть спрос на украинский орех растет?

  — Да, увеличивается популярность украинского ореха без скорлупы, как и цена на него. Если в 2016 он продавался в среднем по цене $2,43, то в прошлом — $3,68. Однако эта цена может быть значительно выше — не прекращают создаваться фирмы-однодневки, которые декларируют в таможенных документах заниженную цену на орех, продавая его по факту вдвое, и даже втрое дешевле. К сожалению, эти «серые» схемы пока государство так и не преодолело, а могли бы зарабатывать на легальном ореховодстве в разы больше.

Средняя цена продажи украинского ореха без скорлупы за рубежом составляет от 4 до 5,5 евро/кг, а в скорлупе — от 2,2 евро. Последний очень любят покупать в Турции, для потребностей внутреннего рынка и переработки. Интересно, если в 2016 году мы продали в скорлупе 13 тыс. тонн орехов, то в прошлом — 4 тыс. тонн, только потому, что Турция увеличила таможенную пошлину. Впрочем, подозреваю, что просто стали провозить больше нелегально.

— Сколько гектаров ореха в Украине выращивают промышленники, а не домохозяйства?

— Это очень актуальная тема. Наша ассоциация последние 2 месяца работает с госстатистикой по этому вопросу, ведь до сих пор реальные объемы производства и площадей неизвестны. Почему так? К примеру, недавно был опубликован новый статистический сборник за 2017, и в нем отражено, что общий объем орехов, которые производятся в Украине, — это 108 тыс. тонн (более или менее это соответствует действительности), а вот урожайность орехов — на уровне 8 тонн. Это чушь, такого даже потенциально быть не может.

Оказалось, что перерасчет орехов там ведется по старым, дедовским методикам, что даже приблизительно не отражает реального положения дел. Сейчас рынок стал больше легализоваться, агропроизводители регистрируют свои сады, поэтому по ним мы можем отследить урожайность — в среднем там собирают 1,2-1,3 т/га, иногда и до 1,8 т/га. Что касается площадей, то, по нашим подсчетам, площади промышленных ореховых плантаций (как грецкого ореха, так и фундука) в Украине составляют менее 10 тыс. га.

— Растет ли цена закладки ореховых насаждений?

— Она прямо пропорциональна росту цены на саженцы и топливо. Если еще полтора года назад мы подсчитывали, что закладка одного гектара будет стоить производителю в районе 70 тыс. грн, то сейчас — от 90 тыс. грн и выше.

— Вы упомянули о возможности для переработки. В то же время, в Украине орех почти не перерабатывают — нет ореховой пасты, масла. Есть ли сдвиги в этом направлении?

— Надо понимать, что более 90% ореха еще собирается в домохозяйствах и при дорогах, поэтому этот орех не всегда хорошего качества. Промышленные сады, заложенные в последние годы, еще не вступили в товарное плодоношение. Несколько последних сезонов начало развиваться такое направление, как производство орехово-медовых миксов, орехового крема и пасты — это следующий путь производства, фактически готовый к употреблению продукт с добавленной стоимостью. Украинские производители уже успели продемонстрировать его на выставках в Германии и в ОАЭ, и его одобрительно приняли местные покупатели. Нам нужна эта «ниша» для бизнеса, она высокодоходна, особенно если поставлять продукцию на Ближний Восток и в страны Азии. Это будет успехом, ведь в этих странах потребление орехов 11 кг на человека в год, в то время как у нас — не более 1-2 кг.

Украина пока в начале экспорта переработанной ореховой продукции. Нужно сертифицировать производство и работать над прослеживаемостью сырья. Не мне Вам рассказывать, как трудно украинскому продукту попасть на полку за рубежом, скольким международным системам сертификации он должен отвечать. А еще у нас мало хороших промышленных садов для мощной переработки. Это и является основным ограничительным фактором — не позволяет нам заниматься масштабным производством масла из ореха, лекарств, косметики. Это все будет в будущем, как только подрастут мощные ореховые плантации. А еще, помочь собрать нужные объемы может кооперация производителей ореха. К примеру, те же воины АТО, которым сейчас выделяют землю, могли бы сажать орех, объединяться и продавать партии, получая большую прибыль, чем просто торгуя им на базарах.

— По поводу саженцев — больше импортируюм или пользуемся отечественными?

— Используются и те, и другие, в зависимости от финансовых возможностей хозяев. Должен сказать, что отечественный «Реестр сортов» тоже в последнее время обогатился новыми прогрессивными сортами. Если в прошлом году было представлено 5 новых сортов ореха, то сейчас уже 9 новых сортоформ проходят испытания. Это, в основном, высокоинтенсивные сорта, скороплодные и низкорослые. Это то, что как раз подходит для закладки промышленного и фермерского сада. Ряд питомников уже районировали эти саженцы, сделали маточное поголовье. Однако пока опыта скороплодного ореховодства еще мало, мы только на пути к этому.

— С грецким орехом понятно. А как насчет фундука и миндаля? Насколько он интересен украинским бизнесменам?

— Ниша производства фундука только развивается, однако даже внутренней потребности пока не закрываем — кондитеры завозят его из-за границы. Если еще несколько годы в том в «Реестре ...» не было ни одного сорта фундука, и производители завозили саженцы из Польши, то сейчас уже 7 сортов — польские, итальянские, вот появился отечественный сорт фундука «Янтарный». Интересно, что даже по статистике фундуковых садов в Украине вообще не существует, потому что хозяева, сажая в себя фундук, просто «забывают» отделять его от грецкого.

Хорошо, что сейчас, когда есть перспектива компенсации за посадочный материал, производители будут более реально относиться к отчетности. Что касается миндаля, то с потерей Крыма, где были самые большие наши миндальные насаждения, сейчас его почти не выращивают — он не морозостойкий, и климат континентальной Украины не выдерживает. Но, есть только несколько хозяйств в Украине, которые экспериментируют с ним.

— Слышали о том, что некоторые сельские общины также хотят расчищать заброшенные земли и высаживать на них ореховые сады. На ваш взгляд, насколько перспективна такая работа?

— Подобные проекты, насколько мне известно, есть в Киевской области. Однако все упирается в возможности общины, поскольку, де-юре, сейчас не все они имеют право распоряжаться землями, то и сажать там сады они не могут. Бюджетов общин не хватает, чтобы направить их на посадку садов, — больше направляют на восстановление инфраструктуры. Но со временем, когда процесс децентрализации будет завершен, именно прибыль от ореховых садов может стать одной из статей дохода для ОТО.

— Интересно ли агрохолдингам закладывать ореховые сады? Есть ли такие проекты в Украине?

— Агрохолдинги к ореху пока присматриваются, а вот ореховые сады при мощных агропредприятиях по всей территории Украины уже развиваются. К примеру, есть несколько масштабных проектов на юге Украины — это ореховые сады от 150 до 500 га; есть хороший орешник при мощной агрофирме «Рассвет» на Харьковщине — сейчас у них есть 80 га, но планируют расширить до 150 га; на Западной Украине заложили в прошлом 250 га итальянского фундука; овощное предприятие «ИМПАК» на Житомирщине имеет промышленный сад на 70 га, имеют собственную теплицу и работают на самостоятельно выращенных саженцах, на закрытой капельной системе, что нивелирует риски приморожування орехов.

rss