Новости

Главная Новости

Государственный музей заповедник Петергоф в пригороде Санкт-Петербурга

Опубликовано: 12.10.2018

видео Государственный музей заповедник Петергоф в пригороде Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург и пригороды, 2009г. 1

Петергоф во всем мире известен, как город фонтанов. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа , возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь побед России за выход к Балтийскому морю.


Санкт-Петербург и пригороды, 2009г., 4

Основателем и творцом Петергофа является Петр I. Датой основания Петергофа, как парадной загородной резиденции, считается 1714 год. В строительстве петергофского комплекса принимали участие архитекторы И. Браунштейн, Б. Ф. Растрелли, М. Земцов, Ж. Б. Леблон, А. Штакеншнейдер, А. Менелас; гидротехники П. Суалем, братья Баратини; скульпторы Б. К. Растрелли, Н. Пино, садоводы П. Эрлер, А. Борисов и др. За два первых года строительства повысили уровень земли на территории будущих Нижнего парка и Верхнего сада и заложили основу их планировки. С 1719 по 1723 год архитектор Н. Микетти разработал проекты фонтанов и каскадов, павильонов, трельяжных беседок и оград. Значительную роль в эти годы играл И. Браунштейн. Он не только наблюдал за строительством разных объектов, но и создал проекты дворца Марли и павильона Эрмитаж, задуманных Петром.


Царское Село. Екатерининский дворец (2013)

 

Особенностью Петергофской системы водоснабжения является отсутствие водонапорных сооружений и насосов - вода к фонтанам и каскадам Петергофа идет самотеком с Ропшинских высот, богатых многочисленными родниками.

 

15 августа 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Начал действовать Большой каскад . Это памятное событие ежегодно отмечается как традиционный праздник фонтанов.

 

В 1734 году, когда отмечалось двадцатипятилетние разгрома шведских войск под Полтавой, было принято решение о сооружении скульптурной группы "Самсон, раздирающий пасть льва". Это важнейшее событие произошло в день святого Сампсония.

На протяжении XVIII века постоянно менялся облик Нижнего парка. Вокруг петровского комплекса разбивается ряд парков, выполненных в пейзажном стиле - Английский, Александрия, Александринский, Колонистский и Луговой с дворцами и павильонами, построенными в различных стилях.

На протяжении двух столетий сложился грандиозный дворцово-парковый ансамбль Петергофа, включающий в себя 7 парков общей площадью около 1000 гектар. В Петергофе происходили различные знаменательные события. Все торжественные дни отмечались фейерверками в садах и парках. Своей красотой и роскошью они прославились по всему миру.

 

Композиционный центр ансамбля - Большой дворец - «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом - протянулось вдоль террасы почти на триста метров. Сегодня он восстановлен в том виде, который приобрел в результате перестройки в 1745-1755, когда работами руководил выдающийся мастер барокко Растрелли. Парадные интерьеры дворца - Тронный зал, Кабинет Петра I с дубовыми панелями, Китайские кабинеты, Портретный зал, Белая столовая и др. - выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства. Важнейшую роль в ансамбле играют живописные парки: регулярный Верхний сад, Нижний парк, сады Венеры и Бахуса, пейзажные Английский, Колонистский и Луговой парки и парк Александрия.

 

Дворец «Монплезир» (1714-1723, арх. Л. Никколо Микетти, Браунштейн и др. при участии Петра I) - одноэтажный дворец расположен на берегу Финского залива.Любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки.

 

Во дворце представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков; живописные работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров - это шедевр декоративной лепки XVIII века.

 

Дворец «Марли» (1720-1723, арх. Браунштейн) получил свое название от резиденции французского короля Людовика XIV «Марли-ле-Руа», которую Петр I посетил в 1717 году. Петергофский «Марли» стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и секторальными прудами. Искусственный пруд перед дворцом, словно огромное зеркало, создает впечатление пространства и простора. Земля из котлована была использована для создания высокого вала, защищающего сад и цветник от северных ветров. В прудах разводили рыбу, которая была приучена по звону колокольчика подплывать на кормежку.

 

Во дворце хранятся личные вещи императора Петра I: суконный плащ-епанча, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон», две фляги из коричневого стекла, по преданию привезенные Петром из города Спа, сделанный его руками столик со вставкой из «аспидного» камня. Почти половина живописных полотен во дворце происходит из первоначальной коллекции Петра I. Сегодняшних посетителей «Марли», как и гостей дворца XVIII столетия, поражает отделка Чинарового и Дубового кабинетов.

Павильон «Эрмитаж» (1721-1725, арх. Браунштейн) - прототип всех подобных павильонов XVIII в. в обеих столицах. Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. На первом этаже - восстановленные интерьеры вестибюля, кухни и буфетной.

Второй этаж занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII века в «шпалерной» развеске. Именно в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных.

 

Екатерининский корпус - парадный дворец для проведения придворных обедов, балов, маскарадов, приемов. В парадных залах дворца представлена коллекция мебели из разных пород деревьев, выполненная по рисункам знаменитых архитекторов. Поражает большое и разнообразное собрание бронзы, созданное ведущими мастерами Франции. В музее хранятся уникальные личные вещи императоров и памятные предметы. Главной достопримечательностью Екатерининского корпуса является знаменитый Русский или Гурьевский сервиз.

 

Дворец «Коттедж» в Александрии - памятник эпохи романтизма - любимая летняя семейная обитель семейства императора Николая I. В романтическом средневековом стиле выполнены и предметы из фарфора, цветного стекла, бронзы в интерьерах дворца, удивляющие богатством форм, сложностью техники изготовления. Художественную значимость музею придает первоклассное собрание живописи и скульптуры, выдающихся отечественных художников и скульпторов. Коттедж также интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах.

 

В 1988 в западном корпусе Фрейлинских домов, построенных в 1864 по проекту архитектора Николая Бенуа, открыт музей семьи Бенуа . Основу собрания составили дары потомков семьи. Экспозиция освещает творчество таких представителей династии, как Александр и Леонтий Бенуа, Евгений Лансере, Зинаида Серебрякова, Питер Устинов и других. В музее проводятся временные выставки из собрания музея-заповедника "Петергоф" и частных коллекций, а также показ работ современных художников.

 

В настоящее время в Петергофе открыто для обозрения 10 музеев и 3 парка: Верхний, Нижний и Александрия . В Верхнем саду и Нижнем парке работают 3 каскада и 173 фонтана. Среди них наибольшей популярностью пользуются уникальные фонтаны-шутихи и фонтаны машинного действия, характерные для регулярных парков эпохи барокко.

 

Фермерский дворец - один из уникальных памятников Петергофа - построен в 1831 году по проекту архитектора А.А.Менеласа на территории Собственной Ее Императорского величества Александры Федоровны даче «Александрия».

Дворец сначала был просто павильоном с фермой, напоминавшим английские сельские постройки. Одноэтажное здание, П-образное в плане, вместе с оградой и воротами с северной стороны образовывало замкнутое каре. Внешне дворец напоминал скромный домик в пасторальном стиле с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом и колоннами, обвитыми берестой и зелеными гирляндами.

Накануне женитьбы наследника Александра Николаевича к восточному флигелю пристраиваются двухэтажные жилые покои с мансардой. В результате перестроек павильон превращается в обширный двухэтажный дворец в стиле неоготики и начинает играть роль летней загородной резиденции семьи Александра II.

После революции, как и многие дворцы Петергофа, Фермерский стал музеем, просуществовав в этом качестве до 1932 года. Потом он был домом отдыха, а в годы войны превратился в фашистский штаб с бункером. В мирное время служил общежитием Петродворцового часового завода, а с 1975 года пустовал и ветшал.

19 июля 2010 года, открыл свои двери для посетителей Фермерский дворец в парке Александрия. Реставрационные работы велись с 2003 года.

Пока для посещения открыт только первый этаж дворца.

Царицын павильон (1842-1844 г.г.,А.И. Штакеншнейдер). Созданный для Александры Федоровны, супруги императора Николая I, Царицын павильон напоминает виллы древних Помпей. Это одноэтажное, ассиметричное по планировке здание с лоджиями и внутренним садиком. К павильону примыкает трехэтажная смотровая башня. Центральное место в павильоне занимает атриум, созданный как копия главной комнаты римского дома. Искусно вписанный в парковое пространство, Царицын павильон является единым целым с окружающим его ландшафтом. Рядом с ним мраморные скульптуры и скамьи, фонтаны, украшенные цветами, увитые зеленью перголы, теплолюбивые растения в кадках, романтические «Руины» и «Хрустальная» колонна, розы старинных сортов и множество других разнообразных цветов создают особую романтическую атмосферу «античного» сада, каким его представляли в XIX в.

 

Ольгин павильон (1846-1848 г.г., А.И. Штакеншнейдер) стал подарком императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе в 1846 году. Павильон создан в виде трехэтажной башни, выступающей из воды, и напоминает неаполитанские постройки. На каждом этаже находится по комнате: столовая, кабинет Ольги Николаевны и кабинет Николая Первого. Пергола, лестница-пристань, балконы над гладью пруда, смотровая площадка бельведера соединяют комнаты павильона с окружающим пространством парка, делая павильон открытым свету и воздуху. Строгое архитектурное решение оживляет скульптурное убранство: бюсты в нишах фасадов и на консолях второго этажа, барельефы, стоки для дождевой воды в виде фантастических животных. Лестницу-пристань украшают беломраморные вазы на постаментах желтого сиенского мрамора.

Режим Работы:

 

Фонтаны работают в будние c 11:00 до 18:00.

В выходные и праздничные дни c 11:00 до 19:00.

Музей "Большой дворец"с 10:30 - 19:00

Музей "Монплезир", Музей "Екатерининский корпус", Фермерский дворец, Музей "Царицын и Ольгин павильоны"   с 10.30 - 18.00

rss