Новости

Семейно-бытовые песни - Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний >> украинская литература >> Украинская литература 9 класс >> Украинская литература: Семейно-бытовые песни «Месяц на небе, звездочки сияют», «Цветет поприще, цветет поприще», «Солнце низко, вечер близко», «В конце плотины шумят ивы», «Миры, миры, мисяченьку», «Луговой иду, коня веду»


песни о любви


Самую многочисленную группу среди семейно-бытовых песен составляют песни о любви, полные особой красоты, искренности чувств молодых сердец. Они вершиной народной поэзии и, как писал М. Стельмах, «душой народа, безграничным полем, украшенные человеческими надеждами, чистыми порывами к счастью и чистой слезой на ресницах девичьих ...». Особую популярность и любовь среди украинском и других народов мира получили такие песни: «Месяц на небе, звездочки сияют», «Черные брови, карие глаза», «Ой ты, месяцу, я звездочка ясная», «Туман яром, туман долиной», «Ой в поле два тополя», «Почему ты не пришел ...», «на огороде верба густая», «цветет поприще, цветет поприще», «Ой гиля-гиля, гусонькы, на стал», «Ой на лугу калина стояла »,« Ой чей то конь стоит »и многие другие. Это в основном песни о разлуке любящих сердец, о несчастной любви.

Проникнута чувством любви песня опоетизовувала и природу родного края, была неотъемлемой ее частью, источником красоты чувств: «Цветет поприще, // Листья опадают»; «Месяц на небе, звездочки сияют»; «В конце плотины шумят ивы, // Что я насадила». Как правило, песня о любви начинается поэтическим пейзажем: обратите внимание на представленный в предыдущем абзаце перечень названий песен.

Шедевром мировой народной лирики считают песню «Месяц на небе, звездочки сияют». В ней преобладает мотив торжества любви, несмотря на временную разлуку молодой пары. Песня о любви, «мыла», «дорогая», что звучит из уст влюбленной девушки, поражает сердце казака, который млеет от переполнения чувств - «сердце мрет». Романтический пейзаж в начале песни ( «Месяц на небе, звездочки сияют, // Тихо по морю лодка плывет») подчеркивает красоту любви. В ней имеются традиционные народнопоэтические символы, которые усиливают нагрузку произведения: месяц - символ циклического ритма времени, вечности, казака, отца; звездочки, звезда - символ девушки-красавицы, любовь, доброй души, новой счастливой жизни, лодка - символ жизненной судьбы, разлуки, прощание.

Ученые считают, что песня «Месяц на небе, звездочки сияют» принадлежит к песням литературного происхождения и написана неизвестным автором.

Главный мотив песни «Цветет поприще, цветет поприще» - неразделенная любовь молодой девушки к парню, который поехал «другой искать». Драматизм чувства без взаимности подчеркивают средства художественной выразительности: художественный параллелизм в первой строфе, антитеза ( «Кто в любви не знает, // Тот горя не знает», «Еще глаза не дремали, // А уже восходит солнце»); слова-антонимы (цветет - опадает, любовь - горе). Это взволнован монолог девушки, которая делится своими переживаниями, рассказывает историю любви, презираемого юношей, «миленьким». Особое искренность, эмоциональность и доверчивость изображаемого создают ласкательные слова: вечеронькы, ночки, криселечко, окошки, миленький. Образы-символы этой песни имеют уже несколько иной смысл: терн - символ препятствий, которые надо преодолеть; солнце - высшая космическая сила, центр бытия, озарение.

В начале XIX в. автор знаменитой «Энеиды», Иван Котляревский, чье творчество вы вскоре будете изучать, переделал украинскую народную песню «Солнце низко, вечер близко» и ввел ее к пьесе «Наталка Полтавка». Этот вариант затем распространился среди народа и стал любимой песней многих поколений, которая поражает мелодичностью, задушевностью, глубиной чувств. ее отлично выполняли Иван Козловский и Анатолий Соловьяненко.

Песня - это взволнованная исповедь влюбленного юноши, представленная в форме монолога. Произведение небольшой по объему - всего три строфы, однако насыщен богатыми тропами, риторическими фигурами, которые делают его высокохудожественным образцом. Ласковая можете создает доверительную атмосферу признание лирического героя: сердечко, низко, близко, рученьки, беленькие. Усилительная часть ( «Ой как я приду, тебя не застану») в сочетании с распространенным обращением ( «Моя дорогая»), эпитетами ( «Сверну рученьки, сверну белые») и синонимами ( «Спешу к тебе, лечу к теб е» ) отмечают силе любви героя, его готовности погибнуть ради своей милой. Народные лирические песни оказали большое влияние на развитие украинской художественной литературы. Они были одним из основных источников творчества Г. Сковороды и И. Котляревского, Т. Шевченко и И. Франко, М. Старицкого и Леси Украинский, поэтов XX в .: А. Малышко, В. Сосюры, Д. Павлычко, Б. Олейника, Л. Костенко, Д. Луценко и др.

Источником оригинального творчества украинского композитора Николая Лысенко является украинская народная песня. В течение всей жизни он собирал и записывал жемчужины народных мелодий, творчески их обрабатывал, по-искусно подчеркивал отдельные их краски, унося незначительные изменения. В своей композиторской деятельности Н. Лысенко использовал украинские народные песни в операх «Утопленница», «Рождественская ночь», в оперетте «Черноморце», в «Фантазии на украинские темы»; также он издавал украинские народные песни. Венцом использования и обработки украинских народных песен стала опера по пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка». Николай Лысенко писал: «Народ - настоящий, талантливый создатель всего лучшего, что есть в музыке, и, неся свое творчество в народ, мы лишь частично возвращаем ему свой долг».
Как возникают народные песни
Что в них (народных песнях) прежде всего поражает нас, так это отсутствие индивидуальности. Даже в голову не приходит нам доискиваться автора каждой одиночной песни ... В каждой окрестности, в соответствии с диалекта, климата, местности и обычаев, новая песня понемногу меняется: необычные или слишком индивидуальные ее черты затираются, провинциализм с одной окраины уступают место другим; по мере лучшей или худшей памяти певца одни строфы выпадают, занимают другие, вырванные из какой-то другой песни, те снова подлежат медленном изменении и сокращению, и таким образом песня медленно расщепляется на большое количество вариантов, в которых первоначальный мотив со временем подлежит преобразованию , затмению или в развит то в одну, то в другую сторону и из которых потом при соответствующих обстоятельствах могут выработаться отдельные песни близки, но мало между собой схожие мотивы (И. Франко).

Песни о любви распространенные и самые любимые в народе. В них, кроме глубокого и сильного чувства взаимной любви, имеющиеся мотивы разлуки влюбленных, ожидания, измены и социального неравенства. Во всех регионах Украина чрезвычайно популярная песня «В конце плотины шумят ивы». Некоторые исследователи семейно-бытовых песен приписывают ее авторство легендарной народной певице Маруси Чурай, с песнями которой вы ознакомились в 8 классе. Это - истинный монолог влюбленной девушки, которая ждет своего казака из-за Десны, а его все нет. Она трогает всех, кто проникся чувствами юной девушки, простыми и правдивыми словами поет о своей любви: «Плачьте, глаза, плачьте, карие, - // Такая ваша судьба: // Полюбила казака // При месяца стоя» Произведение проникнуто грустью , болью разлуки влюбленных, ожиданием.

Эмоциональность песни усиливают средства художественной выразительности: ласковые слова (казак, дивчинонька, огурчики, цветочки) метафора (сердечко мрет) риторическое обращение ( «Плачьте, глаза, плачьте, карие»); развернутый художественный параллелизм ( «В конце плотины шумят ивы, что я насадила ... Нет того казака, что я полюбила»). С помощью народного фразеологизма в пору стала отмечается готовность девушки к браку. Народнопоэтические символы способствуют более глубокому раскрытию чувств, внутреннего мира героини: ива - символ прадерева жизни, весны, расстроенной женщины; весна - символ новой жизни, пробуждение природы, зелененькие огурчики, желтенькие цветочки символизируют молодость, незрелость.

Песни «Миры, миры, мисяченьку, и в то плетень» (вариант «Ой, не миры, мисяченьку, и в то плетень») и «Луговой иду, коня веду» объединены общими мотивами - измены, социального неравенства в любви . Они построены в форме диалога юноши и девушки. Выражения мнений, настроений героев приобретает более эмоционального звучания, благодаря художественному параллелизма: «Как с тобой любовью - сухие дубы цвели, // А как стали расставаться - зеленые завяли»; «Луговой иду, коня веду, развивайся, луже. // Сватай меня, казаку, люблю тебя очень ». В песне «Луговой иду, коня веду» использовано характерную для фольклора формулу невозможного: «Ой еще в мельнице на камне пшеница не взошла, // Еще же девушка лет не дошло, а уже замуж вышла а». Песня - полушутливый диалог парня и девушки, их упражнения в остроумии.

Шуточный смысл имеет песня «За городом утки плывут». В ней говорится о парне, который не хочет жениться на богатой девушкой, как этого желает его иметь, а стремится взять в жены девушку - любую беседу. Произведение содержит образы-символы животных и птиц, подчеркивают мотив социального неравенства, он шутливый тон: конь - символ богатства, скорости, свободы, верности, преданности; утка - символ удовольствия малым, неприхотливости в быту, отсутствие высокой мечты; волы, вол - символ тяжелого труда, покорности, самопожертвования, трудолюбивого человека, хозяина; корова - символ благосостояния, кормилицы крестьянской семьи.

Этой песне присущ жизнерадостный, веселый характер, она утверждает торжество любви наперекор имущественной неровности, расчета и выгоде. Это подчеркивают средства поэтического синтаксиса: восклицательные, вопросительные предложения, тавтология, антитеза ( «Нищие девки замуж идут, // А богатые плачут», «Нищие девки замуж идут // 3 черными бровями, // А богатые девушки сидят // 3 лошадьми и волами »). Доверительный тон песни оказывают ласкательные слова: утята, дворик, девчоночка, молоденькие и; постоянные эпитеты: черными бровями, седым конем, темная ночка-петривочка, парень молоденький, любой разговора, багатую невестку.

Украинская лирическая песня имеет высокую народную мораль: богатству противопоставляет красоту, поэтизирует трудолюбие, доброту , Искренность чувств, верность в любви, способствует эстетическому развитию человека.

Звонкие девичьи и мальчишники голоса выводят песни, неся бентежнисть чьей-то любви, грусть разлуки, молодецкие порывы до счастья, мечты, надежды, надежды на торжество и вечность этого прекрасного чувства. Тайна мастерства народной песни о любви в том, что в ней изображены типичные жизненные ситуации, и каждый исполнитель переживает эти чувства по-своему.

В семейно-бытовых песнях о семейной жизни звучат другие мотивы: минутные семейные радости; жалобы на тяжелую судьбу; тоска молодой женщины, невестки, супружеская жизнь которой сложилась не очень счастливо; печаль по настоящей любовью; слезы отчаяния; разочарование спутником жизни. В подавляющем большинстве это песни о женской скорби, которые И. Франко назвал «женскими невольничьими псалмами».

Поэтика народной песни

Поэтика (с греч. Мастерство создания) - это особенности художественной формы фольклорного или литературного произведения, то есть особенности его строения (композиции), художественных средств, стихосложение и др.

Художественной форме украинской лирической песни присущи:

• лаконизм, краткость, простота выражения;

• традиционные методы;

• стабильность стихотворного размера;

• относительно простая мелодия;

• особая мелодичность, задушевность, лирическая тональность;

• наличие различных повторов (рефрен, тавтология, анафора, эпифора)

• распространенная форма монолога и диалога.

В народных песнях часто используется поэтический (художественный) параллелизм - средство поэтического языка, когда явления из разных сфер жизни или природы изображаются параллельно. Показ переживаний, мыслей лирического героя усиливается параллельным изображением образов природы - растительного или животного мира, преимущественно птиц. Так, в песне «Миры, миры, мисяченьку ...» суммируется: «Чтобы те травы высохли, что так рано цвели, // Чтоб люди счастье не имели, что нас разлучили». Окончание звучит как проклятие злым людям, которые разлучили влюбленную пару. Песня «За городом утки плывут» начинается развернутым параллелизмом с использованием образов домашней птицы (утки, утята), а далее - животных (волы, лошади, коровы): «За городом утки плывут, // Утята каркает ... // Нищие девушки замуж идут, // А богатые плачут ». Это усиливает социальное звучание песни.

Песни о любви впитали богатую народнопоэтическую символику Украинской. Символ (с греч. Знак) - условное обозначение какого-никак любой предмета, понятия или явления; художественный образ, условно воспроизводит устоявшееся мнение, идею, чувства. В представленных песнях имеющиеся традиционные устнопоэтические народные символы: солнце, луна, звездочки, лодка, терн, ива, весна.

В песнях о любви использованы такие средства художественной выразительности: постоянные эпитеты (парень молоденький, багатая невестка, любая беседа), персонификации, метафоры (скрипка витинае), сравнение (глаза «темные, как ночка, ясные, как день»), возгласы, различные повторы, ласковая лексика. Песни богаты риторические фигуры: восклицательные, вопросительные предложения, обращения, риторические вопросы ( «Глаза мои, глаза мои, // Что же вы наделали ?!»); для них характерна необычное строение предложений, фраз, монологическое, диалогическое речи. Песни о любви, нередко проникнуты тоскливым настроением.

Народная песня имеет специфическое строение. Она делится на куплеты (в стихотворении строфы), преимущественно из четырех строк, объединенные рифмой. Мелодия каждой песни единая для всех ее куплетов. В ней может быть припев (рефрен) - часть песни, которая периодически повторяется. В песне часто повторяются отдельные строки. Например, в песне «Миры, миры, мисяченьку, и в то плетень» дважды повторяется первая строка каждого куплета, а в песнях «Месяц на небе, звездочки сияют», «Цветет поприще, цветет поприще», «В конце плотины шумят ивы »,« За городом утки плывут »- две последние строчки. Разнообразна поэтика украинской песни о любви - это источник ее эмоциональной насыщенности, особой интимности, предоставляет народным произведениям поэтичности, обеспечивает вечность и художественную жизнеспособность этого вида песенного творчества в современных условиях.

На крыльях народной песни

В чем же заключался и как оказалось влияние народной песни литературный процесс Украины? Этот вопрос рассматривается преимущественно на уровне фольклористики отдельных выдающихся писателей. Анализ их творчества дает основания говорить о весомой роли народно творчества в формировании художественной индивидуальности большинства украинских писателей, их эстетических взглядов и позиций, творческих методов, стилей, образной палитры. Для писателей-классиков творчество народа была их духовной атмосферой, с детства окружала поэзией слова и мелодии, учила гуманности и справедливости, влекла и захватывала своей гармонией и красотой. Именно поэтому многие из них записывали и изучали ее, особенно народно жанры. В серии «Народные песни в записях писателей» вышли песенные записи Гоголя, Т. Шевченко, Марко Вовчок, С. Руданского, Панаса Мирного и И. Билык, И. Франко, Леси Украинский, П. Тычины, М. Стельмаха и др . (А. Дей, М. Дмитренко).

Авраменко О. М., Дмитренко Г. К., Украинская литература, 9 класс
Отправлено читателями интернет-сайта

онлайн библиотека с конспектами и учебниками для бесплатной загрузки, уроки Украинский литературы для 9 класса, домашнее задания и ответы на вопросы

содержание урокасодержание урока  конспект урока и опорный каркас конспект урока и опорный каркас

презентация урока презентация урока   акселеративного методы и интерактивные технологии   закрытые упражнения (только для использования учителями)   оценивания Практика   задачи и упражнения, самопроверка   практикумы, лабораторные, кейсы   уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпийский   домашнее задание Иллюстрации   иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комиксы, мультимедиа   рефераты   фишки для любознательных   шпаргалки   юмор, притчи, приколы, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения   внешнее независимое тестирование (ВНТ)   учебники основные и вспомогательные   тематические праздники, девизы   статьи   национальные особенности   словарь терминов   другое Только для учителей   идеальные уроки   календарный план на год   методические рекомендации   программы   обсуждение акселеративного методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивания Практика задачи и упражнения, самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпийский домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комиксы, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и вспомогательные тематические праздники, девизы статьи национальные особенности словарь терминов другое Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждение

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум .

«Глаза мои, глаза мои, // Что же вы наделали ?