Новости

Главная Новости

Журнал "Санкт-Петербургский университет" » Blog Archive » Дорога к профессиональному успеху

Опубликовано: 14.10.2018

«Бизнес — для меня!» — так называется специальная программа правительства Петербурга для молодых образованных горожан, которые хотели бы попробовать свои силы на почве предпринимательства, в первую очередь, для студентов и выпускников городских вузов — юношей и девушек от 16 до 30 лет. В программе принимают активное участие и представители Петербургского университета.

Андрей Трифонов, выпускник СПбГУ

Главная цель программы «Бизнес — для меня!» — развитие молодежного предпринимательства в Петербурге. Проект, инициатором которого выступил Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, осуществляется при поддержке образовательно-консультационного центра «Успех». Образовательная часть программы (важно отметить, совершенно бесплатной) включает в себя мастер-классы, тренинги и учебно-практические семинары. А в целом проект предполагает объединение образовательных и деловых мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональных знаний в сфере управления инновационными проектами, а также обмен полученным опытом. Так, в ноябре прошлого года в рамках программы состоялась трехдневная проектная сессия «Хакатон» — лучший бизнес-проект, созданный по ее результатам, получит грант на дальнейшее развитие в сумме 300 тысяч рублей. Кроме того, программа «Бизнес — для меня!» стала участником Всемирной недели предпринимательства, выбрала победителя в конкурсе «Молодой предприниматель», а также провела многие другие мероприятия, в том числе и специальные семинары и лекции в вузах Петербурга, включая СПбГУ. Один из участников проекта, выпускник кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ 2009 года Андрей Трифонов рассказал о том, как ему удалось совместить в своей профессиональной деятельности университетское образование и опыт участия в подобной программе.

— Андрей, почему для получения высшего образования вы выбрали именно Петербургский университет? И почему вас заинтересовала культурная антропология и этническая социология?

— Так получилось, что на момент поступления в Университет мне было 16 лет, и четкое понимание своих профессиональных интересов к тому моменту ещё не сформировалось. Поэтому общее направление социологии и конкретная специализация в социальной антропологии были выбраны довольно спонтанно. Должно быть, ключевым фактором выбора их стали перспективы, открытые для социологии в современном обществе. Мне кажется, будучи сравнительно молодой научной сферой, социология и антропология имеют ещё множество неразработанных научных проблем, которые только предстоит решить, и ещё большее число теоретических разработок, которые только предстоит внедрить в жизнь. Любимыми дисциплинами во время учебы были общетеоретические курсы, которые читались на весьма высоком уровне и с точки зрения материала, и с точки зрения качества преподавания. Теории современного общества, исторические, религиоведческие и политологические дисциплины, будучи жизненно необходимыми для понимания современного общества и прогнозирования, запомнились больше прочих. Не менее полезными были лекции и курсы, на которых мы отрабатывали пройденный материал на практике. Например, спецкурс «Деловая коммуникация» или семинары по социологии конфликта, где лекционные часы сопровождались практическими семинарскими занятиями.

— Чем стал для вас Университет, помимо места, где вы учились?

— Разумеется, Университет, будучи высшим учебным заведением, стал образовательной базой для последующей профессиональной карьеры. Являясь в то же время Университетом, он дал нечто большее, чем просто образование. Прежде всего, это круг общения, эрудиция, навыки самообразования, поиска нужной информации. Ведь современная деловая и академическая среда требуют не одних лишь фундаментальных познаний, но и способности быстро найти и использовать информацию в условиях быстрых изменений. Поэтому способность к быстрому самостоятельному обучению можно назвать ключевой компетенцией, даруемой Университетом. Также могут быть упомянуты и другие умения, например способность к аргументации, навыки формального логического мышления, умение отстаивать свою позицию, проводить публичные выступления. Всё это также немаловажно в современном мире.

— Задумывались ли вы во время учебы о предстоящей профессиональной деятельности, работе; какой она вам представлялась, о чем вы мечтали?

— Понимание того, что учеба закончится и начнется некий новый жизненный этап, пришло довольно поздно — к середине 3-го курса. На какое-то время я стал завсегдатаем различных карьерных мероприятий, профессиональных выставок. То был период пробы себя в различных отраслях, попыток найти подходящую для себя сферу будущей деятельности. Учитывая, что социология является гуманитарной наукой, попытки найти себя были в схожих областях — связи с общественностью или журналистика, например. Критериями выбора профессии были креативность, возможность творческой реализации, перспективность.

— Андрей, а как вышло, что после Университета вы решили принять участие в программе «Бизнес — для меня!»?

— Передо мной, как, наверное, перед многими, в определенный момент встал выбор — продолжать заниматься наукой или заняться сугубо коммерческой деятельностью. На мой взгляд, конечно, научная работа более разнообразна, креативна и позволяет вдаваться во все детали изучаемого объекта. А работа в коммерческих компаниях, наоборот, хоть и не позволяет углубляться в косвенные темы, но требует определенного результата в определенные сроки. Поэтому когда я узнал о программе, стало интересно, захотелось понять, стоит ли мне пробовать предпринимательскую стезю или нет. Посмотреть на работающих предпринимателей, понять, объединяют ли этих людей какие-то особенные качестве, и есть ли эти качества у меня. И в любом случае, расширить кругозор, завести новые знакомства — то есть то, чем ценны почти всякие деловые мероприятия.

— Пригодились ли вам знания, полученные во время учебы в Университете, при участии в программе «Бизнес — для меня» и как именно?

— «Бизнес — для меня!» — образовательная программа, поэтому навыки слушания и конспектирования, развитые за 5 лет обу­чения, пригодились в полной мере. Программа подразумевала прослушивание лекций и общение с другими участниками программы. Так что некоторые специфичные знания, полученные и отработанные на курсах по социологии конфликта, деловой коммуникации и психологии общения, пришлись как нельзя кстати — навыки активного слушания, умение доносить и аргументировать свою позицию, лучше понимать собеседника и быть понятым.

Также с теоретических и практических позиций были полезны курсы по социологии повседневности и курсы о выстраивании социального пространства. Кто такие предприниматели, отличаются ли они от непредпринимателей, и если да, то чем; каким образом выстраивается социальное взаимодействие между ними и внешней средой, внутри этих сред; что полезного можно почерпнуть из этих поведенческих шаблонов для себя? Навыки анализа подобных проблем, привитые во время соответствующих курсов, были весьма и весьма кстати.

— Андрей, расскажите, пожалуйста, подробней о вашей профессиональной деятельности. Какими проектами вы сейчас занимаетесь?

— На своей основной работе я провожу исследования в области корпоративной репутации, телекоммуникаций, товаров народного потребления. Также есть интерес к области он-лайн исследований и исследований данных, получаемых с помощью мобильных устройств. Это развивающееся направление исследований, под которые лишь начинает подводиться теоретическая и практическая база (например, запрос «social media marketing» в scholar.google.com возвращает 5,4 тысяч результатов, а просто «marketing» — 1,9 миллиона результатов). Казалось бы, новые устройства и технологии довольно прочно обосновались в нашей жизни, но потенциал роста всё ещё невероятен. Поясню: сегодня в Азии 1,1 миллиона интернет-пользователей, в Северной Америке — 273 тысяч. При этом уровень проникновения интернета в Азии почти в 3 раза меньше, чем в Северной Америке — 28% и 79% населения этих регионов соответственно имеют доступ к интернету (данные internetworldstats.com). Будущие возможности, будущая обеспеченность людей технологиями будет всё интенсивнее и расширять возможности людей. Всё возрастающее и возрастающее число людей будет получать выход в Сеть, всё больше и больше суждений будет высказываться о тех или иных товарах, марках, различных проблемах. Одновременно с таким облегчением доступа к мнению людей по тем или иным темам возрастает и объем таких данных, сложность их обработки. Кажется, термины «big data» и «social media research» скоро станут неразлучными. Так что это направление вызывает интерес.

— На ваш взгляд, чем программа «Бизнес — для меня!» отличается от других программ поддержки молодежного предпринимательства и насколько она важна для нашего города?

— Насколько я знаю, «Бизнес — для меня!» — это программа, организованная по заказу одного из городских комитетов (КЭРППиТ). Не так уж и редка ситуация, когда хорошая идея, пройдя сквозь бюрократические механизмы, теряет всякую привлекательность и ценность. К счастью, этого не произошло. Значительная часть лекторов, организаторов — сами действующие практики-предприниматели, что привносит определенную ценность. Второй немаловажный нюанс — это комплексность программы, широкий охват тем, освещаемых на ней. Есть возможность выбрать лекции, которые затрагивают незнакомые или малознакомые темы, выбрать удобные время и место.

Программа представляется довольно важной и для «города» как субъекта государства, так и для «города» как среды, в которой мы живем. Первый, «государственный» город, получает дополнительные налоги, снижается безработица, повышаются доходы населения, снижается социальная напряженность и прочее. Второй же город — тот город, в котором живет каждый из нас, также заинтересован в этой программе. Например, увеличение числа предприятий в сфере обслуживания обостряет конкуренцию и повышает качество услуг, делает доступными каждому немыслимые ранее вещи, что делает жизнь каждого из нас чуточку лучше и приятнее.

Беседовали Татьяна Семме, Ксения Матвеева

 

rss